В 2014 году случилось немало событий, которые повлияли на развитие отечесSEO.твенного рынка В предыдущие годы произошло немало поглощений-слияний, стартовали новые сервисы закупки ссылок, а 2014-й можно с легкостью назвать годом революционных перемен в продвижении в «Яндексе».
Еще в 2013 году «Яндекс» заявил, что вскоре (а именно — в начале 2014-го) ссылочные факторы для московской выдачи по коммерческим запросам будут отменены.
Но процесс очень долго находился в режиме ожидания, а первая ласточка прилетела лишь спустя три месяца. 12 марта в Минске состоялась конференция «Неделя Байнета», на которой руководитель поисковых сервисов «Яндекса» Александр Садовский зачитал со сцены доклад и с помощью ноутбука продемонстрировал процесс отключения ссылочного ранжирования в ряде коммерческих тематик выдачи для Москвы.
Но эти изменения вряд ли можно назвать масштабными. К тому же в данных тематиках все еще оставались документы, с меткой «найдено» по ссылке (НПС). НПС начали исчезать из выдачи в мае, а в июне апдейты основательно всколыхнули московскую коммерческую выдачу. Впоследствии произошли серьезные перемены в выдаче иных московских тематик, что подтвердило: процесс наконец-то запущен.
Отключение начало происходить не только в московской выдаче, но и коснулось некоторых коммерческих запросов. Функционирование ссылочных бирж по-прежнему продолжается, но можно наблюдать тенденцию к стабильному оттоку бюджетов.
Параллельно с этим ожидалось усиление текстовых факторов, к чему в первую очередь должны были приложить руку компании, специализирующиеся на SEO-копирайтинге. Но взрыва так и не случилось, а, наоборот, усилились факторы, направленные против традиционного SEO-копирайтинга («отрерайченный», переоптимизированный текст). Можно сделать заключение, что с текстовым переспамом «Яндекс» в той или иной степени справился.
Другим трендом стало произведение накрутки поведенческих факторов, имевшее более высокий коммерческий успех. Сотрудники сервисов по накрутке ПФ заметно активизировали пиар-деятельность, которую специалисты приняли за единственную альтернативу приобретению ссылок. В итоге случился постепенный переход ссылочных бюджетов в поведенческие.
Яндекс в свою очередь занял принципиальную позицию касательно управления поведенческими факторами, что обещает сервисам, накручивающим ПФ, не слишком завидное будущее, да и работоспособность подобных методов вызывает большие сомнения. Накрутку поведенческих факторов уже сегодня называют бесперспективным направлением в развитии SEO, но она еще какое-то время будет перетягивать на себя часть бюджетов, выделенных для продвижения.
Наиболее многообещающим трендом в продвижении коммерческих сайтов называют коммерческие моменты ранжирования, которые начали вырисовались более отчетливо уже к концу года.
Положительным можно назвать тот факт, что ряд сайтов начали понимать: их успех зависит от непрерывной работы по улучшению страниц.
Это привело к тому, что SEO-компании выбрали индивидуальный подход к продвижению каждого сайта, а также начали уделять внимание инхаус-отделам. Если раньше на одного оптимизатора было несколько проектов, то теперь на один проект несколько оптимизаторов. Это в свою очередь позволяет повысить профессиональный уровень исполнителей, а также качество сайтов.
Для Google, второго по популярности поисковика в Рунете, события в прошедшем году оказались более спокойными. Оптимизаторы, которые специализируются на продвижении в этом поисковике, с легкостью прошли через традиционные волны апдейтов алгоритмов и даже научились «увиливать» от санкций за счет экспериментов с инструментом «Disavow Links».
Продвижение в Google как и раньше можно сравнивать с футбольным матчем на минном поле, поскольку за счет одних и тех же методов одни сайты ранжируются хорошо, а другие теряются. Но справедливости ради стоит отметить, что первых сегодня гораздо больше, нежели вторых. Достаточно любопытную оговорку сделал сотрудник отдела качества поиска Google Андрей Липатцев в момент доклада из Дублина (конференция Cybermarketing-2014). Он заявил, что Google не свойственно вести учет социальных сигналов и поведенческих факторов из-за их плохого качества. Но влияние этого события вряд ли можно назвать существенным.
Также следует уделить внимание событию, которое имеет непосредственную связь с ранжированием: в «Яндекс» и Google появились шифрованные поисковые запросы в своих реферерах. Теперь оптимизаторы могут в своей работе использовать и «Яндекс Метрику», и Google Analytics.