Для SEO 2014-й стал годом важных перемен. «Яндекс» отказался от ссылочного ранжирования, выдача поисковика перешла к его сервисам и рекламе, в связи с экономической ситуацией бюджеты клиентов резко сократились. Все это позволяет предположить, каким станет 2015-й для отрасли.
Отказ от ссылок
Впервые «Яндекс» отключил ссылочное ранжирование в коммерческой выдаче в Москве в марте минувшего года, а к июню был увеличен список тем — и на этом все. Причина ступора в развитии проекта — низкое качество поиска, что особенно отразилось на молодых сайтах. Ранее они попадали в топ благодаря ссылкам, а теперь были и этого лишены. Чтобы исправить ситуацию, «Яндекс» пошел на встречу и предоставил им бонус, но это еще более ухудшило состояние выдачи. Таким образом, успех «Яндекса» оказался локальным.
Каннибализация
В средине года «Яндекс» внес изменения в дизайн, появились блоки визуальной рекламы, стал лучше маркет. Ко всему прочему, бонус в ранжировании достался собственным сервисам компании, а у поисковика появилась возможность пользоваться разгруппировкой: один и тот же инструмент поисковика может быть на нескольких позициях топа. В итоге сайты потеряли клики в органической выдаче: для сохранения трафика необходимо расширение семантического ядра и улучшение позиций сайта.
Возрождение текстового ранжирования
Текстовому ранжированию достались доминирующие позиции, как только было отключено ссылочное ранжирование (среднечастотные и низкочастотные запросы). Извлечь из этого пользу смогли только немногие оптимизаторы, понимающие текстовое ранжирование и размещающие текст без спама.
Угроза для накруток
Весь минувший год шла борьба с накруткой поведенческих факторов. После отмены «Яндексом» ссылочного ранжирования сервисы по накрутке нашли два способа обойти правила. Первый — искать исполнителей, которые за деньги будут посещать необходимые сайты. Второй — прибегнуть к услугам ботов (программ, имитирующих действия реальных пользователей). Но «Яндекс» предусмотрел эти шаги: биржи попали в список нежелательных способов продвижения.
Распределение и шифровка запросов
Не менее серьезным изменением стало деление запросов на классы, начиная с июня ушедшего года. Теперь результативное продвижение стало зависеть от правильной группировки запросов (согласно типам) и привязки к подходящим страницам. Теперь, чтобы определить тип запроса, необходимо проводить анализ выдачи по нему. Исходя из этого, возник новый класс инструментов – кластеризаторы семантики.
В прошедшем году «Яндекс» вслед за Google решил ввести шифрование запросов, что сделало сервис еще популярнее. Так, запросы, по которым пользователь приходил на сайт с «Яндекса», сегодня можно увидеть только в Метрике, которая тоже существенно эволюционировала.
Что в перспективе?
В 2015 году к указанным изменениям добавиться ряд других.
Вполне закономерно, что доля мобильных устройств будет расти, а значит, сайту необходима оптимизация под гаджеты (мобильная версия). Это позволит увеличить конверсию с мобильных девайсов и сделать позиции ресурса в мобильном поиске выше.
Также состояние отечественной экономики заставит компании продолжить урезать бюджеты, некоторые из них даже закроются.
Ко всему прочему, следует ожидать серьезную битву за конверсию. Случится сокращение спроса, выраженного в заказах, и это будет происходить быстрее поискового трафика. От SEO наибольших результатов будут ожидать по лидам и выручке, которую удастся привлечь.
Тем не менее, SEO по-прежнему будет носить звание самого эффективного канала интернет-рекламы для многих тематик.
Но отрасль станет нуждаться в решение кадрового вопроса — в частности, свои места потеряют многие некомпетентные работники.