На рассмотрении Государственной Думы Федерального Собрания РФ находится законопроект № 249583-6 «О внесении изменений в Федеральный закон «О рынке ценных бумаг» о отдельные законодательные акты РФ (в части правового регулирования дилерской деятельности на внебиржевом рынке Форекс)».
Указанный законопроект принят в первом чтении, однако, назначенное на осень второе чтение было отложено на неопределенный срок. При этом, согласно нынешней редакции законопроекта, его вступление в силу первоначально намечено на 01 января 2014 года.
Предметом регулирования правовых норм, содержащихся в рассматриваемом законопроекте, являются:
— деятельность юридических лиц, предлагающих свои посреднические услуги для физических лиц, на международном внебиржевом рынке Форекс;
— деятельность юридических лиц, предлагающих физическим лицам заключать CFD-контракты (контракты на разницу цен), являющиеся производными финансовыми инструментами.
Так законопроектом (в его нынешней редакции) предлагается, что деятельность форекс-дилеров, принимающих денежные средства от физических лиц для торговли на рынке Форекс, должна лицензироваться, а сам форекс-дилер обязан быть членом некоммерческой организации – Единого общероссийского объединения форекс-дилеров.
При этом, в законопроекте особо подчеркивается, что все перечисленные в нем требования распространяются на сделки, заключаемые по средствам любых информационно-коммуникационных сетей, в том числе, сети Интернет.
Кроме этого, законопроект содержит отдельную норму о том, что сделки физических лиц и форекс-дилеров подлежат судебной защите в любом случае, а не только при их заключении под влиянием обмана или иного злоупотребления доверием или насилия. Необходимо напомнить, что согласно ныне действующей главе № 58 Гражданского кодекса РФ, сделки с производными финансовыми инструментами подлежат защите только в случае их заключения на бирже, а не на внеберживом рынке, или в случае их заключения физическим лицом под влиянием насилия, обмана или иного злоупотребления доверием.
Также законопроект устанавливает прямое основание для признание сделки недействительной в случае некорректного размещения «Правил совершения операций» форекс-дилером или иных формальных нарушений, связанных с обязанностью форекс-дилера размещать для всеобщего доступа такие правила. Как известно, в соответствии с Гражданским кодексом РФ, последствиями признания сделки недействительной является обязанность вернуть все фактически полученное по такой сделки, а это означает, что если физическое лицо внесло деньги, заключило форекс-сделку – неудачно, то у такого лицо есть шанс отсудить у форекс-дидера проигранные денежные средства обратно, используя технические нарушения форекс-дилера даже носящие сугубо формальный характер, если таковые удастся доказать, при этом, в условиях ныне действующего законодательства такой сценарий не применим.
Естественно, что необходимость иметь лицензию и членство в Едином общероссийском объединении форекс-дилеров накладывает на форекс-дилеров дополнительные финансовые обязательства по уплате членских взносов, взносов в компенсационный фонд.
При этом, согласно официальным пояснительным запискам к законопроекту, он не считается доработанным и готовым к принятию в существующем виде. В связи с чем — направленность тенденции очевидна – сделать деятельность форекс-дилеров лицензируемой, поднадзорной. Однако, в нынешний текст законопроекта скорее всего будут внесены изменения. Прогнозировать срок принятия закона на данный момент проблематично.